Регистрация
 
Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга
Виктор Гюго
Победитель конкурса - Лучший сайт педагога 2017
Праздники России
УМК "Школа России"
Современный учительский портал
Учительский портал
ВПР
Школа 60
НИРО
Яндекс.Метрика
Счетчик посещений
Сейчас на сайте: 1
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.elena-corchagina.ru/

Смысловое чтение как основа развития УУД младшего школьника


ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

«овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами...»

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО)

Смысловое чтение – это

• осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения  тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Итог работы – личностно новое приобретение: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Литература

1.Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.gazpromschool.ru/teachers/

2.Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru

3.Кубасова О.В. О внимании к смысловому аспекту литературного произведения при организации работы над ним. //Начальная школа. – 1998. – №1

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

5.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа - 2003, № 1. С. 11-18

6.Чтение – вот лучшее учение. Периодическое издание муниципального автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: imc.tomsk.ru

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. минобрнауки.рф›документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf