Смысловое чтение как основа развития УУД младшего школьника
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
«овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами...»
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО)
Смысловое чтение – это
• осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Итог работы – личностно новое приобретение: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Литература
1.Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.gazpromschool.ru/teachers/
2.Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru
3.Кубасова О.В. О внимании к смысловому аспекту литературного произведения при организации работы над ним. //Начальная школа. – 1998. – №1
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
5.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа - 2003, № 1. С. 11-18
6.Чтение – вот лучшее учение. Периодическое издание муниципального автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: imc.tomsk.ru
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. минобрнауки.рф›документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf