Основные умения смыслового чтения
Смысловое чтение – это умение в разнообразных текстах, книгах и других источниках информацию (эмоциональную, духовно-нравственную, познавательную, эстетическую)
находить,
адекватно воспринимать,
осваивать,
интерпретировать,
оценивать,
использовать в своей жизни.
Способы, приёмы формирования умений смыслового чтения
- Работа со словом (лексика, ключевые слова, слова-образы).
- Антиципация на уровне слова, предложения (приём пропуска букв, слов).
- Прогнозирование до и в процессе чтения (уровень текста).
- Постановка учебной задачи.
- «Чтение с остановками, комментированием».
- «Читаем и спрашиваем» (диалог с текстом).
- Ответы на вопросы (беседа).
- «Задай вопрос» (персонажу, автору).
- «Ромашка Блума».
- «Чтение с пометами».
- Выделение главного и второстепенного.
- Составление плана (с выделением смысловых точек).
- Преобразование информации (перевод в другую форму: схему, таблицу…).
- «Верю – не верю».
- Синквейн.
- Сопоставление с собственным опытом (рефлексия).
- «Таблица ЗХУ».
Антиципация
1.Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу, пословице, загадке.
2. Восстановление текста с пропущенными элементами.
3. Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
4. Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:
Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Обучающиеся про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Обучающиеся объединяются в пары.
3.Один из обучающихся формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Ромашка Блума
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! (+) Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.